Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати
великим двунадесятым праздникам. Этот праздник отмечается католиками 25 декабря, и православными 7
января по новому стилю. (Почему так см. здесь).
Этот праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме в 5508 году от сотворения
мира, и является одним из главных христианских праздников.
Невозможно представить, что такой торжественный праздник, как Рождество Христово, христиане
когда либо могли не отмечать, казалось, что он появился еще в век апостольский. На самом же деле
было далеко не так по очень простой причине.
К Рождественскому празднику верующие люди подготавливают себя сорокадневным постом, который
называется Рождественским. Канун праздника, который также называется сочельником, отмечается особо
строгим постом. В этот день по церковному уставу употребляют в пищу сочиво или кутью (пшеничные
зерна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой вечерней звезды,
которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды.
В IV веке были окончательно сформированы правила по празднованию Рождества Христова.
В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в
VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский для
праздника Рождества Христова написали церковные песнопения, которые и использует нынешняя церковь.
А также исполняется Рождественский кондак "Дева днесь...", написанный преподобным
Романом Сладкопевцем.
Однако красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не
одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа. Так, например, в
католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на
заре и днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа в лоне Отца,
во чреве Богоматери и в душе верующего человека. Со времен Франциска Ассизского в католических
храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить
поклонение образу новорожденного Иисуса Христа. Сооружается вертеп (то есть пещера, где родился
Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.
И в католицизме и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчеркивается та
мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует приход в мир людей Мессии) открывается
возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения
Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова
сопровождался народным гулянием, песнями и играми, посиделками и колядованием, святочным
веселием.
Праздник Рождества отмечают не только католическая и протестантская церкви, но и связанные с ними религиозные направления - те, кто следует в церковной хронологии за Григорианским календарем.
На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный
праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в
избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул - святки. С песнями ходили по
домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей
и девушек и гадали.
В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах
рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали
балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в
ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.
Любили шумно праздновать Рождество и российские государи.
Петр I имел обыкновение потешаться святочными игрищами. В царских теремах все
рядились, пели песни, гадали. Сам государь с многочисленной свитой объезжал дома знатных вельмож и
бояр. При этом все должны были рьяно веселиться - кто имел "кислую мину", был бит
батогами.
Елизавета Петровна святки справляла по старинным русским обычаям. Придворные
должны были являться ко двору костюмированные, но без масок. Императрица и сама рядилась, чаще
всего в мужское платье. А еще государыня очень любила петь с девушками святочные песни.
катерина Великая уважала народные потехи и развлечения и частенько принимала в
них участие.