Весь мусульманский мир празднует свой Новый год – Навруз 21 марта. У мусульман началом года считается праздник весеннего равноденствия.
Десятки миллионов жителей Передней и Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока в этот день отмечают приход нового года - древний праздник навруз (варианты: Навруз, Невруз; дословно означает "новый день"). В некоторых странах навруз приобрел особое значение после распада Советского Союза.
Впрочем, похожие тенденции имеют место и в Афганистане, где совсем недавно пал талибский режим. Навруз, который еще называют персидским новым годом, отмечается в первый день весны и знаменует начало календарного года в Иране, Афганистане, в курдских районах на севере Ирака и Турции, а также в некоторых странах Центральной Азии. В переводе с иранского "нав" означает новый, а "руз" - день.
Корни праздника покрыты завесой исторической загадкой. Говорят, что он зародился тысячи лет назад в древней Персии, это был весенний фестиваль, провозглашавший возрождение природы. Впоследствии его впитали в качестве одной из основных своих традиций зороастризм и ислам. Некоторые из ритуалов, сопровождающих праздник - в частности, прыжки над кострами, избавляющие от болезней и неудач, - уходят корнями в зороастрийское прошлое Ирана. Против некоторых наиболее пышных ритуалов выступают священники, придерживающиеся жесткой исламской линии в современном Иране.
Навруз остается самым любимым народным праздником иранцев. На пять дней в стране закрываются все государственные учреждения, семьи на две недели собираются вместе, чтобы праздно радоваться жизни. В большинстве других стран фестиваль ограничен гораздо более жесткими рамками: людям дают всего один или два выходных дня. Особое значение навруз имеет для миллионов афганцев. Фестиваль, который был запрещен в годы правления пуристов от ислама талибов, не только возродился, но и получил официальный статус.
В Азербайджане и центральноазиатских республиках - таких как Узбекистан и Таджикистан - официально навруз стали праздновать только после распада Советского Союза, но население этих стран, похоже, никогда не расставалось с ним. Так, в Азербайджане приготовления к празднику длятся несколько недель: сооружаются кострища, дети ходят от дома к дому и просят сладости.
В Таджикистане праздник Навруз отмечается три дня. Недавно парламентарии страны решили для возрождения и сохранения народных традиций праздник "Иди, Навруз" ежегодно отмечать с 21 по 23 марта. Эти дни считаются нерабочими. Во всех городах и районах и отдаленных кишлаках страны проходят торжества по случаю прихода нового года. Проводятся соревнования по национальным видам спорта, проходят выступления поэтов, артистов, звучит музыка. Пышные торжества, свадьбы, посещения кладбищ. 23 марта по всей стране проходят массовые народные гуляния.
Дата празднования Навруза - 21 марта - выбрана неслучайно, т.к. она приходится на весеннее равноденствие, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.
Прежде момент наступления Навруза определялся астрологами, людьми весьма престижной должности в средневековье. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты.
В отличие от европейской встречи Нового года, Навруз принято встречать днем, но все так же в кругу семьи. Так, в Иране на новогоднем столе традиционно располагают семь предметов, название которых начинается на букву "с". В их число обязательно входит зелень проросших зерен (сабэн), хлеб (сангак), тарелки с крашеными яйцами и сосуд, в котором плавают рыбки. Обязательно готовят ритуальное блюдо самани из сока зерен проросшей пшеницы и гату (разновидность печенья) с магической бусинкой счастья. Кому попадется бусинка, тому весь год будет сопутствовать удача и счастье.
Для самани предварительно увлажненную пшеницу выкладывали на подносы, а после того как она прорастет, толкли. Полученный сок смешивали с мукой и долго варили. Готовые жмыхи обязательно бросали в проточную воду. По мнению историков, этот ритуал - проявление аграрного культа, который символизирует пожелание урожая.
Для обильного застолья в Навруз хозяин дома или его старшие сыновья жарили шашлык, готовили вкусные пловы, в том числе и сладкие, из риса или других злаков, варили савар - блюдо из вареной пшеницы, сдабриваемой медом. Как и у других народов, основной смысл приготовления разнообразных угощений символизирует простое желание, чтобы год был таким же "сладким" и счастливым.